?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Адыгский девичий костюм и легенда об амазонках
bvsv wrote in amazonky
Нефляшева .Н. А. Цветовая символика адыгского девичьего костюма и легенды об амазонках // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1989. — Вып. VII:

"Возможность участия девушек в военных действиях подтверждается тем, что вплоть до II пол. XIX в. «подросших девочек иногда учили верховой езде и умению обращаться с оружием»3. Неслучайны и изменения атрибутов адыгского девичьего костюма в связи с пере: ходом в новую общественную группу. Во-первых, в первую брачную ночь молодой снимал корсет, который, девушка носила по данным П. С. ПоГемкина — с 7-ми лет 4, по данным К. Сталя — с 6 лет 5, по сведениям И. П. Короленко—с 10 лет6. Интересно описание корсета С. Хан-Гирея: «знатные девушки шьют корсеты иногда из красного сафьяна (подч. мною — Н. Н.) или бархата, обшивают серебряными и золотыми галунами; в таком случае он бывает с короткими полами и серебряными застежками на груди. Такой корсет, надеваемый сверх рубашки, под верхнею одеждой, есть праздничный и не в каждом племени употребительный. Настоящий, или будничный и везде употребительный, шьется из желтой мешины, преимущественно у девушек высшего класса, и из выделанной телячьей или козлиной кожи у девушек из простого народа. Такой корсет бывает обыкновенно без пол и едва доходит до оконечностей ребра, крепко зашнуровывается спереди и прикрывает всю грудь; две тоненькие дощечки, на всю длину корсета, засовываются спереди и одна коротенькая сзади, отчего корсет сидит прямо, но, правду сказать, девушкам очень неловко сидеть от проклятых дощечек, и гораздо было бы лучше употреблять китовые усы, но такая роскошь моды еще не достигла Кавказа, и черкешенка лучше хочет мучиться от проклятых дощечек, нежели скинуть корсет» '. То есть, судя по Хан-Гирею, корсет и кафтанчик выполняют в адыгском девичьем костюме сходную функцию — ведь автор называет и кафтанчик «корсетом». Во-вторых, после одного месяца замужества девушка уже не надевала серебряный пояс и нагрудные украшения, а после рождения ребенка, делавшего девушку женщиной в социальном смысле этого слова, свадебная шапочка снималась свекром. Е. Н. Студенецкая обратила внимание на лощение золотой вышивки для украшения этой шапочки (лощение придает швам гладкую поверхность, тогда как в. вышивке золотом ценятся рельеф, высота, фактура) на то, что золотая вышивка выполняется приемами, свойственными аппликации. На основании этого сделан вывод, «что когда-то эта вышивка имитировала накладку золота»2. Поэтому шапочка и напоминала издали металлический шлем3. Это позволяет видеть в корсете и кафтанчике, которые сжимают грудь, чтобы, возможно, беспрепятственно пользоваться, стрелами и копьем, и в шапочке, напоминающей шлем, воинские реликты. Только имея данные атрибуты, девушка рассматривается как воин."

Корсет. Носили знатные девушки с 11-12 лет до замужества. Надевался на голое тело и не снимался на ночь. 19 век. Черкесы. РЭМ