?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Амазонки Чехии у Козьмы Пражского и в худ.литературе
bvsv wrote in amazonky
М.О.Косвен, Амазонки // Советская этнография, 1947, 2-3:

"Повествует о чешских амазонках старейший чешский историк Козьма П р а ж с к и й (1046—1125). Содержание его рассказа таково. У древнего чешского судьи Крока было три дочери: Кази, Тетка (или Чешка) и младшая — Любуша, самая мудрая из них, обладавшая наибольшим даром прорицательницы. После смерти отца она была выбрана народом в судьи и правительницы. Когда одно из ее решений вызвало неудовольствие, Любуша предложила, чтобы народ избрал себе правителя мужчину, который вместе с тем станет и ее мужем. При этом Любуша сама указала, кто должен быть приглашен в князья. Этим избранным оказался простой землепашец Пшемысл, живший по ту сторону горы, на другом берегу реки. «Возьмите моего коня и мою, достойную князя, одежду,— сказала Любуша,—идите к нему и пригласите его от своего и моего имени себе в вожди, а мне в мужья». Заметив, что люди, которые должны были отправиться в качестве посланцев, затрудняются, не зная дороги, Любуша велела им следовать за ее конем, который приведет их к нужному месту, ибо эта дорога ему хорошо знакома. Молва, замечает Козьма, гласит, что Любуша по ночам тайно ездила на своем коне к Пшемыслу. Пшемысл был выбран в князья, сочетался с Любушей браком, и они стали вместе править Чехией. В ту пору, рассказывает далее Козьма, чешские девушки росли на свободе, подобно амазонкам владели оружием и выбирали своих предводительниц, отбывали наравне с молодыми людьми военную службу и охотились в лесах. Не их мужчины, а сами они когда и кого хотели брали себе в мужья. Мужчины и женщины ничем не различались по внешнему виду. Смелость женщин дошла до того, что они соорудили недалеко от города Праги на скале неприступную крепость, которую назвали Девин. Молодые люди в свою очередь тоже соорудили на соседней скале крепость. Война между обеими сторонами велась с переменным успехом и сменялась перемирием. В одно из таких перемирий обе стороны сошлись для совместного пира и игр, а с наступлением ночи каждый юноша похитил себе девушку. С того времени, после смерти Любуши, женщины Чехии попали под власть .мужчин 41.


Популяризации этой чешской версии амазонской легенды весьма посодействовал еще до появления в печати хроники Козьмы Пражского уже цитированный нами Эней Сильвий Пикколомини. Передав в своей «Истории Богемии» рассказ Козьмы Пражского и сославшись на амазонок античности, Пикколомини добавил, что амазонки древней Чехии, чтобы обезопасить себя от захвата власти со стороны мужчин, выжигали мальчикам правый глаз и отрезали им большой палец на правой руке42.
---------
41 Cos ma Pragensis, Chronica Boemorum, I, 3—9. Была напечатана впервые лишь в 1602 г.— Monumenta Germaniae Historica, Scriptores, Nova Series, t. II, Berolini, 1923.— Известная нам литература об этой, легенде: Н. Jl/e д«* 'Skazka о Amazonkach (Studi ku kronice Kosmove, III) «Časopis Musea Českee», 68, 1894, 1; H. Schreu-er, Untersuchungen zur Verfassungsgeschichte der bohmiscnen Sagenzeit (G. Schmoller's Staats- and sozialwissenschaftliche Forschungen, XX, 4), Leipzig, 1902; см. § 4; A. H. К r a p p e, La legende de Libuse et de Pzemysle,«Revue des etudes slaves», 3, 1923, 1/2.— Стихотворное переложение рассказанной .Козьмой легенды дает так называемая «Хроника Далимила», датируемая 1314 г. {Editio prin-ceps: 1620).—Dalimilova kronika Čieska, vydal I. Iireček, Fontes Rerum Bohemicarum, Prameny dejin českych, t. III, fasc. 1-3, Praha, 1878/1882 (чешский текст и старо-немецкий перевод). 
42 «История Богемии» Пикколомини издана впервые в 1470 г. цит. по: Aeneus Silvius, De bohemorum origine ас gestis historla, etc., Salingiaci, 1538; cap. У11."

 
Власта изображена вместе с Иржи из Подебрад и Германом Бубной (чешский дворянин (+1602) и путешественник, который прославился разведением львов) на одном из домов на ул.Дулекских героев в Праге.

 
Это произведение мужской немецкой мысли в русском переводе уже довольно далеко от чешского оригинала ,и основная его цель - показать предводительницу женщин Власту (Власку) - воплощением мужского ужаса)) и женского позора...

Наглядный пример того, кто, как, что и для кого пишет.
В трагедии Власка представлена уже дочерью Чернобога, а мать ее колдунья Пильвейза якобы бросила ее младенцем в лесу. Там ее подобрала добрая Любуше, подробности смерти которой "естесственно" не уточняются, но зато присутствует неоспоримый факт правления бывшего мужа Любуши -Премышла (герцог Примыслав в пьесе), в результате которого женщины Богемии отчего-то взбунтовались.
"Естественно", что дочь Чернобога - властная, коварная, жестокая, лживая , ну и так далее... И даже воспитание благородной Любуши на нее не оказало благоприятного влияния... Она влюбилась, отдалась, забеременела, а ее "возлюбленный" сразу испарился как обычно. И вот типа из-за несчастливой любви и пережитого позора Власта решила мстить всем мужчинам (при чем именно после смерти Любуше и после того как выростила взрослую дочь) - так сказать на старости лет ей больше заняться-то нечем было... И всех своих подруг она коварная типа только обманом и угрозами и подняла на борьбу с мужским полом))) И что никто-то из ее подруг и она сама не то что сражаться просто за себя постоять не умели... Только хитростью и коварством, хитростью и коварством...(это исключительно мужской шовинизм может приписывать женщинам свои качества).
Вобщем, все в лучших патриархальных традициях, - взять все и испохабить до неузнаваемости, а потом еще сказать, что так все и было...