?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Алопекис - лисья шапка фракийцев и персов
bvsv wrote in amazonky
Геродот о фракийцах:

В седьмой книге своих историй, Геродот описывает снаряжение фракийцев, воюющих с персами:

«У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дрожками, пращами и маленькими кинжалами. »

В своей пятой книге, Геродот описывает обычаи фракийских племён:

«У племен же, обитающих севернее крестонеев, существует вот какой обычай. Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, что выбор пал не на них: ведь это для них — величайший позор. Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. Целомудрие девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, верность замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка на теле считается у них признаком благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почетом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почетной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи. Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган, устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.»

Бассаре́й (др.-греч. βασσαρεύς, от βασσαρίς, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящен XLV орфический гимн.



Μ. В. СКРЖИНСКАЯ
СКИФИЯ ГЛАЗАМИ ЭЛЛИНОВ
Издательство «АЛЕТЕЙЯ»
Санкт-Петербург
2001
:


"В своих росписях Псиакс, как и другие художники, запечатлел два типа скифских шапок, которые отличались от головных уборов других варваров. Персидские, например, были мягкими, а фракийские имели свисающий на шею хвост лисы. Если костюм персов напоминал скифский, то у фракийцев мы видим поверх хитонов плащи из плотной белой шерстяной ткани с разноцветными полосами.31
Скифская шапка, сшитая из плотной кожи, не только согревала в холодную погоду, но и защищала голову и шею от легкого оружия, брошенного с расстояния. Один тип этих головных уборов имел стоячий выступ посередине (рис. 28)
, как хорошо видно у скифа с двумя амазонками. Другой тип шапки с округлым верхом изображен на амазонках Псиакса и Эпиктета (рис. 25, 27).

Рис. 25. Амазонка в скифском костюме. Краснофигурная аттическая тарелка с росписью Эпиктета. Конец VI в. Британский музей. Лондон

Рис. 27. Грек и амазонка. Краснофигурный аттический алабастр с росписью Псиакса. Конец VI в. Одесский археологический музей

 Скифские шапки отчасти напоминают наши ушанки, так как имеют два боковых уха, в случае надобности завязывающиеся под подбородком; третье ухо опускается на шею. Как и на современных ушанках, уши скифских шапок можно было поднять и завязать наверху, что видно на ряде рисунков. 32".

"Амазонка изображается, как аримасп, но имеет на голове алопекис с выбивающейся из-под него прядью волос, падающей на плечи и вьющейся вместе с концами алопекис по спине."(М. М. Кобылина ПОЗДНИЕ БОСПОРСКИЕ ПЕЛИКИ)

Головной убор в виде калафа. Битва аримастов с грифонами
Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства

Головной убор в виде калафа. Битва аримастов с грифонами
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Фрагмент


Фракийская богиня Бендида, которая почиталась на юго-западе Фракии (современная Болгария) отождествлялась с Артемидой, также носит шапку из лисицы. Кроме того на ней есть еще сапожки, которые у Армея и Номия символизируют скорость. Лисица считается умнейшим животным, которрое хитростью избегает поимки и смерти.

Мраморна статуетка на Бендида от Лаврион от III — II в. пр. н. е.
из книги ТРАКИЙСКА БОГИНЯ БЕНДИДА, Димитър Попов, София, 1981


Thraco Dacian Bronze statue of the Goddess Bendis or Cybele


Amastris 300-285 BC Turkei 



Lampsakos
390-380 v. Chr.
Ausstellungen im Alten Museum (in Vorbereitung)
PM-002/22 Die klassische Zeit
Obverse
Ein Bogenschütze in phrygischer/persischer Tracht mit langen Hosen und phrygischer Kappe kniet nach r., in der vorgestreckten l. Hand hält er den Bogen.
Reverse
Pegasosvorderteil nach r., das Protomenende geflügelt.
Material
Gold
Weight
8,42 g
Diameter
14-17 mm
Die-axis
11 h
Mint
Lampsakos
Region
Mysien
Country
Türkei
Reference
A. Baldwin, An unedited Gold Stater of Lampsakos, ZfN 32, 1920, 1 f. Taf. 1, 1 (dieses Stück); A. Baldwin, Lampsakos: The Gold Staters, Silver and Bronze Coinages, American Journal of Numismatics 53-3, 1924, 20 f. Nr. 6 a Taf. 1, 9 (dieses Stück); R. du Bois-Reymond, Bogen und Bogenschießen auf griechischen Münzen, ZfN 35, 1925, 251 Taf. 13,16 (diese Vs., 390-380 v. Chr.). 


Lampsakos
ca. 350-340 v. Chr.
Ausstellungen im Alten Museum (in Vorbereitung)
PM-002/24 Die klassische Zeit
Obverse
Orpheus, mit phrygischer Kappe, im gegürteten Chiton und Mantel (himation), sitzt auf einem Fels nach r. Seinen r. Ellbogen hat er auf das Knie gestellt und stützt mit der r. Hand sein Kinn, im l. Arm hält er eine Leier (lyra).
Reverse
Vorderteil des Pegasos nach r., das Protomenende ist geflügelt.

Орфей, если что, был тоже фракийцем))


Mysia, Kyzikos. Fifth-fourth century BC. Electrum hecte. Head of Attis right, in Phrygian cap, tunny right under neck truncation Mill sail incuse.


Carthage, Siculo-Punic, silver tetradrachm, 320-300 BC
Obv:- Head of goddess ("Dido") wearing oriental headdress
Rev:- Lion walking left before palm-tree; in exe Punic legend 

"§ 11. Третий и последний цикл головных уборов вост.-слав. женщин составляют шапки. Все почти путешественники XVI—XVII вв. (Невиль, Корб, Флетчер, Мейерберг и др.) говорят о шапках, как обычном головном уборе Московских женщин того времени. У Олеария читаем: ,,На головах (у богатых женщин) широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда да шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом… У взрослых девиц на головах большие лисьи шапки" (Ад. Олеарiй, Описаше путешествiя въ Московiю. Спб. 1906, с. 176).

В XIX в. женские шапки были тоже обычными, на Дону женщины в праздники носили ,,шапки с угольным верхом из малинового бархата, в узор вышитого жемчугом, алмазами и яхонтами" (В. Броневскiй, Описанiе Донской земли, ч. III—IV. Спб. 1834, с. 173). В Валдае 1839 г. женщины и девицы „в бархатных шапочках" (П.Сумарокову Прогулка по 12-ти губерниямъ, 16). В Архангельской губ. женские шапки носили названия: чебак, треух; первая большая шарообразная шапка из оленьих шкур с наушникам и с хвостом на затылке (Вс. Миллеръ, Систематич. Опис. коллекций, III, 7; срв. Север, 1923, № 3-4. с. 203, статья М.Б. Едемского; Зеленин, Опис. рукоп. I, 35, 216 и др.)" (Женские головные уборы восточных (русских) славян, Дм. Зеленин)

"Обычно при появлении сватов, девушка уходила в горницу или в клеть (aittah). Проведя некоторое время в переговорах, сваты требовали показать невесту. Приводили девушку; женщина, сопровождавшая невесту, говорила: «Täs teile ruskei kui reboi, valgei kui jänöi, mustu kui suzi, magei kui mezi. Voinnetto ambuo – teijän, etto voinne – meijän» = «Вот вам красная, как лиса, белая, как заяц, черная, как волк, сладкая, как мед. Сможете подстрелить – ваша, не сможете – наша». Сваты отвечали: «Voimmo ambuo» = «Можем подстрелить»" («Naija ku rodiekseh» = «Жениться, что родиться». (Карельский свадебный обряд) // Библиотечный вестник Карелии, Выпуск 12 (19), Петрозаводск 2004)