?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Святая Урсула - дева-воительница
bvsv wrote in amazonky
В средневековом сборнике легенд «Legenda aurea»[2] находится самый ранний из известных письменный вариант легенды об Урсуле. Автор книги, преподобный Якопо да Вораджине[3], опубликовал его под названием:

«Об одиннадцати тысячах девах-мученицах»:

"...Св. Урсула объявила девам-подругам свое заветное слово. И по сему слову дали все они клятву, что образуют новое благородное сообщество со Св. Урсулой во главе и будут овладевать в своих играх воинской премудростью. И стали они проводить турниры, где враз наскакивали друг на друга и разбегались, враз затевали между собой дуэли и тут же учились отступать, и вот таким образом разыгрывали всяческие ситуации, которые только приходили им в голову. И занимались они этим с утра и до позднего вечера, а все благородные лорды и князья, что находились при дворе, смотрели на их игры как на чудо и весьма радовались, созерцая их. Наконец, Св. Урсула обучила всех дев-подруг и обратила их в свою веру, и в один из дней, когда дул попутный ветер из Галлии, вышли они на кораблях из порта Тиелла и взяли курс на Кёльн..."




Итак, легенда о Св. Урсуле – это сказание о мученичестве 11000 дев, которое они приняли в Кёльне, будучи одновременно убитыми дикими гуннами. Истоки легенды отсылают нас к эпохе Раннего Средневековья – в IV–V века по Р. Х. Этим временем датируется памятный камень с высеченной на нем надписью, гласящей, что она воздвигнута неким Клематиусом – благородным мужем из сенаторского сословия. Согласно вырезанному на ней тексту, Клематису во время пребывания на Востоке было дано Божественное Видение, чтобы он прибыл в Кёльн и непременно явился на место мученичества святых дев, которые пролили свою кровь за Иисуса Христа. Ему так же было велено, построить на сем месте церковь во имя этих мучениц, что он и исполнил. Церковь, воздвигнутая Клематиусом, была вскоре разрушена франками. Но в последствии ее восстановили и сегодня на этом месте, на древнем фундаменте церкви Клематиса стоит базилика в честь Св. Урсулы, в которой хранится памятная доска.
 
Надпись Клематиуса в помещении хора Св. Урсулы, Кельн (КИЛЬ XII, *01313)

Вот как выглядит надпись на камне в оригинале:

DIVINIS FLAMMEIS VISIONIB. FREQVENTER ADMOIT. ET VIRTVTIS MAGN AE MAI IESTATIS MARTYRII CAELESTIVM VIRGIN IMMINENTIVM EX PARTIB. ORIENTIS EXSIBITVS PRO VOTO CLEMATIVS V.C. DE PROPRIO IN LOCO SVO HANC BASILICA VOQVIS AVTEM SUPER TANTAM MAIIEATATEM HVIIVS BASILICAE VBI SANC TAE VIRGINES PRO NOMINE. XPI. SAN GVINEM SVVM FVDERVNT CORPVS ALICVIIVS DEPOSVERIT EXCEPTIS VIRCINIB. SCIAT SE SEMPITERNIS TARTARI IGNIB. PVNIENDVM

Перевод Нины Чехонадской:
"Неоднократно наставленный божественными огнями видений и добродетелями необыкновенного величия мученичества выдающихся небесных дев из восточных областей явившийся Клематий, светлейший муж (титул сенатора - Н.Ч.) по обету на свои средства на этой земле эту базилику, как должно было, от основания перестроил. Если кто, однако, поверх такого величия сей базилики, где святые девы ради имени Христова пролили свою кровь, чье-либо тело положит, кроме (тел) этих дев, то пусть знает, что он будет наказан вечными огнями тартара."

 В страстях Св. Урсулы фигурируют 11000 дев, ее спутниц. Это число, однако, появилось только с Х в. Раньше упоминалось более реальное число жертв – 11 человек. То, что количество претерпевших мученичество урсулинок возросло в тысячу раз, приписывается ошибкам при переписывании текста легенды. Существует два варианта, каждый из которых дает ключ к объяснению возможности появления подобного рода ошибки. Согласно первому из них, в этом виновато случайное подчеркивание латинского числа XI (одиннадцать), в результате которого под ним появилась черта, придающая ему значение 11000. Другое, самое известное и очень убедительное объяснение заключается в том, что здесь имела место ошибка переписчика: XI M. V. было им расшифровано как с «одиннадцатью тысячами дев (XI milia virginum)», вместо правильного написании с «одиннадцатью девами-мученицами (XI Martyres Virgines)». В самых ранних вариантах легенды речь шла о неизвестных мученицах, неких кёльнских девах. И только с IX–X столетия у них появляется вожатая по имени Урсула. Этимология этого имени не выяснена окончательно. Урсула – это одно из уменьшительных имен латинского слова «медведица» («ursa»). Однако в случае Св. Урсулы оно, скорее всего, свидетельствует о ее личном мужестве в смертный час мученичества («сильна как медвежонок»). При открытии захоронения 11000 дев возникла проблема их идентификации и в частности вопрос – какие именно кости принадлежат останкам св. Урсулы. В Раннем Средневековье сложилась легенда, согласно которой честь обнаружения могилы Св. Урсулы приписывалась кельнскому архиепископу Св. Куниберту (VII столетие по Р. Х.). Якобы во время одного из Богослужений прилетевший невесть откуда голубь сел на голову Св. Куниберта, а затем перелетел к могиле одной из святых дев. Однако в XII веке, когда были произведены самые большие раскопки древнего захоронения, об этой легенде уже забыли, поэтому, обнаружив тысячи женских костей, снова решили, что это могильник урсулинок. При алтаре Всех Святых в кёльнской церкви Св. Урсулы эту историю можно прочесть записанной в стихотворной форме по латыни (в ХVII в. был сделан перевод этого стихотворного предания на немецкий язык).

Некоторые их дев-спутниц св. Урсулы поминаются поименно, например: Аврелия, Цецилия, Кордула, Евгения, Грата, Кунера, Кунигунда, Прииска, Вверена. Св. Кордула поминается отдельно – 22 октября, поскольку согласно легенде, она сначала спряталась от гуннов, но через день вышла к ним и приняла свой мученический венец. 

Подтверждением столь большого числа жертв варварской жестокости гуннов, послужило открытие в ХII в. при перестройке городской стены рядом с церковью Св. Урсулы старинного римского кладбища с огромным количеством захороненных останков женских тел. По тем временам это событие было приписано «чуду» и послужило бесспорным доказательством в пользу числа «11 000 мучениц». Наличие столь большого числа реликвий способствовало росту популярности культа Св. Урсулы, и легенда о ней быстро распространялась по всей Европе. «Мученичество Св. Урсулы» являлось популярным сюжетом в спиритуалистическом искусстве европейских художников. 
 
Принцесса из кельнского собора

Другим сопутствующим явлением, отражающим рост популярности культа Св. Урсулы, стало, начиная с ХIII в. возникновение в различных местах многочисленных «Ковчегов Урсулы» («navicula S. Ursulae») – братств верующих, предававших себя под защиту и покровительство Св. Урсулы.

Члены подобных братсв – а среди них часто встречались представители знати и духовенства – надеялись, в частности, на заступничество святой и ее ходатайство перед всевышним о даровании им «блженной смерти», а также о легком «переходе» под ее патронажем на вечный покой. Мотив «корабля» связывает здесь один из элементов легенды Урсулы с упованием на «надежную пристань» в потустороннем мире. При этом молитвы, пожертвования, милостыня и оплата агиографических произведений искусства служили своего рода «платой за проезд». Братства устраивали собрания в честь патронессы, справляли торжественные богослужения и, конечно, совершали, пышные молебны в годовщину ее поминовения.

В Кельне когда-то имелось пять различного рода «урсулинских ковчегов». К братству «Патрициев Св. Урсулы» принадлежали за редким исключением именитые представители городского управления, «Достпочтенного и достохвального общества Св. Урслы» – только безмужние горожанки (вдовы и не состоящие в браке женщины). Наряду с этим имелось еще братство «Священников Св. Урсулы» и братство «Кровельщиков Св. Урсулы». Сегодня, однако, действует лишь одно общее братство Св. Урсулы, возникшее примерно в 1445/1456 г. Оно насчитывает более 500 членов: как из числа жителей Кельна, так и других немецкоязычных регионов Европы. Они придерживаются традиции ежедневной молитвы с обращением к своей святой покровительнице. Каждое воскресенье и, конечно же, в течение поминальной недели в октябре, посвященной Св. Урсуле, проводятся богослужения для всех членов братства. Членское собрание происходит один раз в год, в четвертое воскресенье пасхального поста.

Атрибутами образа Св. Урсулы являются: стрела, крестообразное знамя, корабль, книга или сонм юных дев. В случае необходимость святая закроет всех прибегших помощи и покровительству своим «защинтым плащом». Производными от ее имени, своего рода «никами» являются имена: Цесилия, Нуши, Приска, Улла, Урза, Урсель, Урши, Уши, Верена.
 
Посмотреть почитание святой Урсулы в разных странах можно тут, а в Чехии тут