?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Всадницы
bvsv wrote in amazonky




Из книги С.В.Цветкова "Кельты и славяне" 2005


 
Stela representing the Gallic goddess Epona, 3rd c. AD, from Freyming (Moselle), France. Musée lorrain, Nancy

Эпона - это богиня-всадница. Чаще всего она изображается боком на лошади, за которой иногда следует жеребенок. Эпона имела большой успех, особенно в армии, которая распространила ее культ вплоть до Италии, где календарь I в. н.э. празднует ее праздник 18 декабря. Она является одним из двух Галльских божеств, которых почитали даже в столице империи.

Эпона была покровительницей военных всадников, конюхов, ездовых, путешественников. Будучи покровительницей лошадей, она также обеспечивала земледельческое процветание: вот почему ее часто изображают с рогом изобилия в руках. Она отличается от богинь-Матерей своим одиночеством и решительным безбрачием, которое представляет редкое явление в божественно сообществе кельтов.



 
Эпона

 
Лакшми, Kumargupta I, gold dinar, Ca.414-455, The Skanda Collection, ACSAA

 
Athena Base Frieze




 
Швейцария 400 - 499 гг.


 
Бронзовая рельефная дощечка около 700 г. до н.э., на которой изображена сверху голова демон Пазузу. Этот амулет должен был охранять от демоницы Ламашты с львиной головой, которая вредила беременным женщинам и нерожденным детям.

 
Образы североиранских амазонок: а) Иран, XVIII в. до н. э., б) Дагестан, VII в. до н. э., в) Аттика, V в. до н. э., г) Керчь, II в. н. э.

 
Статуэтка из бронзы. Амазонка на коне в упряжи для верховой езды, в доспехах и с длинной косой (косами), в маске и со шлемом на голове, но без оружия. Музей Махачкалы 7 век до н.э.

Брилёва О.А. Бронзовая антропоморфная пластика Колхиды // XXIII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. М., 2004 :

"Рассматривая антропоморфную пластику, традиционно обращаются к памятникам Северо-восточного и Центрального Кавказа, не учитывая тесные связи этого региона c Колхидой в эпоху поздней бронзы - раннего железа. Целью настоящей работы является анализ уже известной в литературе антропоморфной пластики, происходящей с территории Колхиды. В отличие от Северо-восточного Кавказа, большинство известных статуэток изучаемого региона найдено в комплексах, которые могут быть датированы IX - IV вв. до н.э. (Скаков, 1999; 2002; 2003).

В настоящее время известно 25 статуэток, обнаруженных на территории Колхиды, 21 из них найдена в комплексах указанного времени, 4 являются случайными находками. Двенадцать фигурок являются мужскими, десять - женскими, а также известен один гермафродит и две фигурки без признаков пола. Четырнадцать статуэток изображено с головными уборами, но одежда в большинстве случаев отсутствует.

Женские статуэтки делятся на несколько групп:
Наездницы. Известно две статуэтки наездниц в женском седле (одна из них держит в правой руке рог). Фигурка из погребальной ямы 4 могильника Эргета III датируется второй половиной VII - первой половиной VI вв. до н.э., вторая статуэтка из раннего комплекса Мухурчи - IX в. до н.э. Обе они обнаружены в междуречье Ингури и Риони..."


 
Рис. 2. Терракотовые поделки
1 — фигурка лошади;
2,3 — фрагментированные фигурки всадников

"Терракотовые изображения всадников, исполненные от руки в грубой технике лепки, в различных вариантах широко распространяются на Боспоре в начале нашей эры. М. М. Кобылина связывает появление данного сюжета в боспорской коропластике с усилившейся сарматизацией культуры Боспора 2.

В фрагментированном виде фигурки всадников встречены и в Илурате 3. Одна из терракот высотой 8 см, выделенная из буровато-красной боспорской глины, представляла собой, по-видимому, воина, сидящего . на коне (рис. 2, 2). Фигурка коня не сохранилась. У всадника утрачены руки и ноги. По-видимому, изображен воин в довольно длинном панцире. Детали одеяния не проработаны. На голове всадника плоский круглый головной убор, возможно шлем. Лицо с хорошо обозначенными скулами, подбородком, выпуклыми глазами и орлиным носом, слегка отбитым, характерно для моделировки лиц в коропластике первых веков н. э." (И. Г. ШУРГАЯ,  ИЗОБРАЖЕНИЯ ВСАДНИКА И КОНЯ ИЗ ИЛУРАТА)


 
Pherai
404-369 v. Chr.

Münzkabinett, Staatliche Museen zu Berlin
Obverse
Löwenkopf nach r.
Reverse
ΦΕΡΑΙ. Hekate Pheraia bzw. Ennodia hält in jeder Hand eine Fackel und reitet seitlich auf ein
Region
Thessalien
Country
Griechenland
Reference
Vgl. E. Rogers, The Copper Coinage of Thessaly (1932) 164 Nr. 517-518 Abb. 281 (Pferd nach l., 404-369 v. Chr.); A. Moustaka, Kulte und Mythen auf thessalischen Münzen (1983) 111 Nr. 71 Taf. 10 (Pferd nach l.); BMC Thessaly 47 Nr. 13 Taf. 10,10 (Pferd nach l.).

 
Pherai
ca. 400-350 v. Chr.
Münzkabinett, Staatliche Museen zu Berlin
Obverse
ΦΕΡΑΙΟΥΝ . Hekate Pheraia reitet seitlich auf einem Pferd nach r., sie hält in jeder Hand eine Fackel. Kranz im l.

Material
Silber
Weight
12,02 g
Diameter
22-24 mm
Die-axis
12 h
Mint
Pherai
Region
Thessalien
Country
Griechenland
Reference
K. Regling, Die antike Münze als Kunstwerk (1924) Taf. 39,806 (dieses Stück); C. M. Kraay, Archaic and Classical Greek Coins (1976) 115-118 Taf. 21 Nr. 387 (dieses Stück); A. Moustaka, Kulte und Mythen auf thessalischen Münzen (1983) 110 Nr. 68 Taf. 10 (dieses Stück); A. Berthold - B. Weisser, Athen und Syrakus. Wirtschaftliches Denken und geniale Künstler, in: J. Völlnagel - M. Wullen (Hrsg.), Unsterblich! Der Kult des Künstlers (2008) 31 Abb. 16 (dieses Stück, 400-350 v. Chr.). Vgl. zur Motivübernahme: S. Ritter, Bildkontakte. Götter und Heroen in der Bildsprache griechischer Münzen des 4. Jahrhunderts v. Chr. (2002) 39 f.




 
Нижняя часть рисунка фрески первой комнаты(передней стены) склепа, открытого Ашиком в 1841 г.
из "КЕРЧЕНСКИЕ ДРЕВНОСТИ О ПАНТИКАПЕЙСКОЙ КАТАКОМБЕ, украшенной фресками", Антон Ашик, Одесса 1845

Комментарий Ашика к этой картинке:
«Похороны знатных особ в древности были сопровождаемы разными играми, охотою и битвами, в следствие верования древних, что покойники занимаются тем в другом мире, чем они занимались во время жизни. Сражение, здесь изображенное, имеет такое же значение, как и вообще все сражения Амозонок с Греками, представленными на древних вазах и стенах гробниц, о чем я уже говорил. На нашем рисунке, с левой стороны, видны жители Пантикапеи и римские рыцари в схватке со своими соседями, обитателями Кавказа или Грузии, которых жены, подобно Амазонкам, отправлялись на войну.»

 
Золотые подвески, Казбек
Коллекции Кавказского музея Г.И.Радле, Тифлис 1902 г

 
Золотые подвески, Казбек
Коллекции Кавказского музея Г.И.Радле, Тифлис 1902 г

 
В.Б.Ковалевская, ИЗОБРАЖЕНИЕ КОНЯ И ВСАДНИКА НА СРЕДНЕВЕКОВЫХ АМУЛЕТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА //ВОПРОСЫ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХЕОЛОГИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ , Москва, НАУКА, 1978 г:

"Тип 2 (11 экз.; рис. 1, 8—12). Небольшие бронзовые односторонние амулеты, изображающие всадников с конем, всегда повернутым головой вправо. Большая часть амулетов устойчиво сохраняет те черты, которые лучше всего видны на амулете из катакомбы 32 могильника у совхоза им. Луначарского (рис. 1, 8). Лошадь изображена в спокойной позе — с прямыми, несколько вытянутыми вперед передними и согнутыми задними ногами, шея менее круто поднимается вверх, чем у коней амулетов типа 1, грива иногда длинная, обозначена штрихами, хвост всегда длинный, что типично для лошадей горных пород, таких, как карачаевские или кабардинские скакуны. Лошади оседланы так же, как на амулетах типа 1.
Интересна очень глубокая посадка всадника с чуть наклоненным вперед корпусом и почти прямыми ногами, напоминающая посадку казаков или кавказских горцев. На всаднике виден боевой шлем, на груди — панцирь или нагрудник. Правая рука всадника положена на круп коня, левая — на его шею. Г. Е. Афанасьев предполагает, что в левой руке всадник держит щит круглой или подквадратной формы. Однако возможно, что здесь изображался защитный доспех коня.
Наряду с тщательно сделанными амулетами из окрестностей Кисловодска (2 экз.) 9, Чегема, Зилги (2 экз.)10, Балты (1 экз.)11 к этому типу можно отнести выполненные более схематично два амулета из окрестностей Кисловодска (рис. 1, 10 рельефный, двусторонний) и один из окрестностей Нальчика (рис. I, 11; вырезан из бронзовой пластинки). В трех случаях эти амулеты найдены в датированных комплексах. Сопутствующий материал позволяет отнести их к VIII—началу IX в. 
--------
9 Могильник у совхоза им. Луначарского, катакомба 32; могильник у Лермонтовской скалы, катакомба 6.
10 Мак, т. 1, М., 1888, табл. XXV, 69.
11 ГИМ, хр. 45/41 аб."