?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Тиргатао-Таргитай
bvsv wrote in amazonky

Конский налобник.Скифская культура. 4 в. до н.э. Курган Цымбалка, Приднепровье, Запорожская область, бывшая Таврическая губерния

Л.А.Ельницкий, Скифские легенды как культурно-исторический материал // Советская археология, N 2, "НАУКА", 1970 :
"Уже обращалось внимание на то, что имя родоначальника скифов, отца первых царей трех скифских племен, сына Зевса-Папая и местной богини, дочери р. Борисфен, Таргитая (Herog. IV, 5) очень напоминает имя меотской царевны Тиргатао из рассказа Полиена (VIII, 55), восходящего к какому-то эллинистическому источнику. Так как в рассказе о Тиргатао присутствует некоторый историко-этнографический элемент, то имя это можно было бы считать местным скифо-меотским женским именем в несколько огреченной форме. Однако вряд ли можно усомниться в том, что имя Тиргатао также чрезвычайно близко к Деркето - имени богини Аскалонокого храма, якобы ограбленного скифами во время их сирийского похода, соответственно рассказу того же Геродота (IV, 67). Богиня Деркето, но его словам, имела облик полуженщины-полурыбы. Это обстоятельство заставляет сопоставить ее со скифской богиней — полуженщиной-полуехидной, т. е. змеей,— матерью Скифа, Агафирса и Гелона из эллинизированного варианта легенды о происхождении скифов (Herod., IV, 9).
Получается, таким образом, что Тиргатао — Деркето — это возможная женская ипостась скифского мужского божества родоначалия и плодородия - Таргитая. Не приходится особенно удивляться тому, что у этого мужского божества имелась идентичная ему по имени женская ипостась. У Геродота (I, 131) божество Митра фигурирует в женском роде, что не является ошибкой, как думали некоторые историки митраизма, и не исключает одновременно существования также и одноименной мужской ипостаси.

Однако установление идентичности имен Таргитай - Тиргатао - Деркето сразу же значительно расширяет их культурный ареал и заставляет усомниться в местном приднепровском происхождении самого имени Таргитай, так и связанных с ним религиозных представлений.
Божества родоначалия и плодородия соотносились во многих античных религиях с солярными культами и являлись ипостасями солнечных божеств. Не удивительно поэтому, что имя Таргитай - Тиргатао сопоставляется и почти идентифицируется с именем скифского Апполона-Тирегета, в форме этого имени, зафиксированного эпиграфически. У Геродота в перечне скифских божеств это имя фигурирует в перевернутом виде - Гетосир. И опять-таки эпиграфически засвидетельствована женская форма этого имени, приданная в качестве эпитета женскому лунному божеству (т. е. Гетосира. IG, XIV, 114).
Бог-носитель этого имени может быть признан эпонимом племени тирегетов. С другой стороны, в его имени звучит и имя индо-иранского солнечного божества Surias (Сириас), известное в Передней Азии по письменным памятникам второй половины II тысячелетия до н. э.
Таким образом, приходится констатировать, основываясь пока на анализе одного лишь имени скифского прародителя Таргитая, что легенда о происхождении скифов в той форме, в какой ее передает Геродот, услыхавший ее в Ольвии, наряду с некоторыми подробностями, предполагающими местные ассоциации (главным образом топографического свойства - наличие дочери р. Борисфена и нахождение пещеры змееногой богини в Гилее, близ Ольвии), имеет также асооциации, весьма широко связывающие ее с представлениями о мужских и женских солнечных божестествах плодородия ирано-скифского и переднеазиатского круга3.
Известные изображения женского змееногого божества относятся ко времени несколько более позднему, чем рассказ Геродота. Древнейшие из них при этом найдены не в Скифии, а во Фракии, а именно в Олинфе, на мозаике раннеэллинистического здания и на металлическом фризе с повторяющимися варваризованными изображениями змееногого существа, возникшими под воздействием фракийских культовых представлений.
----------
3 Справедливость этого утверждения основывается еще и на том, что богиня Деркето (сирийская Targ-ata или знаменитейшая Атаргатис), соответственно ассирийской легенде, сохраненной у Диодора (II, 4, 2—4), является матерью легендарной царицы Семирамиды. В качестве же ее мужской ипостаси должен быть принят Деркетад — мифический царь Ассирии и потомок Семирамиды, а через нее и все той же Деркето (У Алекмандра Полигистора, F.H.G. III, 210, Lr. 1,2 )
------------
Так что диапазон распространения соответствующих культовых образов, связанных со змееногим божеством, и созданных на основании этих представлений изображений опять-таки несколько шире того круга, какой можно бы было очертить на основании Геродотова рассказа, и вряд ли местом возникновения как самих представлений о змееногом женском божестве, так и иконографической традиции была Приднепровская Скифия. Скорее всего они возникли во Фракии. 
М. Ф. Болтенко в одной из своих последних работ показал, что личное имя Таргитай (в форме Таргутай) засвидетельствовано в позднее время у аваров и еще позже в закаспийском тюрко-монгольском мире.
Таргитай назван у Геродота отцом трех царственных братьев: Арпоксая, Липоксая и Колаксая. Окончания этих имен показывают, что речь идет о царях (вождях) племен — тех, этнонимами которых являются первые части этих имен."