?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Старые чешские предания. Крок и его дочери
bvsv wrote in amazonky
Крок и его дочери
После смерти праотца Чеха наступило безвластие, которое вызывало ссоры и несправедливость. Поэтому народ выбрал главой всеми уважаемого Крока. Во время его правления много леса было превращено в поля, заложены многие деревни и крепости, включая более поздний Вышеград и школу на Будече.
Когда Крок отошел в вечную жизнь, остались три его дочери - Кази, Тета и Либуше.
 


ЧЕШСКАЯ ХРОНИКА - КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ:
Старшая по рождению называлась Кази; в знании трав, в искусстве прорицания она не уступала Медее Колхидской, в искусстве же врачевания — Пеонию, даже Парок она часто заставляла прекращать свое нескончаемое занятие.
Волшебством судьбу заставляла служить пожеланьям своим.
Таким образом жители лей страны, когда что - либо теряют и когда отчаиваются уже вернуть потерянное, повторяют такую пословицу: «Этого не сможет вернуть даже сама Кази».
По жестокому знаку Цереры когда она взята была,
то жители, в память о своей госпоже, воздвигли весьма высокий могильный холм; его видно по сей день — на берегу реки Мжи , у дороги, которая ведет в область Бехин  и проходит по горе Осек. (Область Бехин расположена на юге Чехии. Ее отождествляют с краем, занятым союзом дудлебов (дулебов). То были ближайшие сородичи дулебов в VI в., живших на Волыни. Возможно, часть дулебов в VI-VII вв. бежала от притеснений авар с Волыни в Чехию под защиту государства Само.)
Достойна хвалы была Тэтка, рожденьем хотя и вторая,
Женщина тонкого вкуса, свободно, без мужа жила.

Тэтка выстроила град и назвала его своим именем — Тэтин . Град был сильно укреплен самой природой, будучи расположен на вершине крутой горы у реки Мжи. Тэтка научила глупый и невежественный народ поклоняться горным, лесным и водяным нимфам, наставляла его во всех суевериях и нечестивых обычаях. До сих пор многие крестьяне  подобны язычникам: один почитает огонь и воду, другой поклоняется рощам, деревьям и камням, а третий приносит жертвы горам и холмам и просит глухих и безмолвных идолов, которых он сам же создал, защитить его и его дом.

 
Суд Любоши
„Historie českého národa v obrazech“, A.Liebscher

Третья, по рождению самая младшая, но превосходившая всех мудростью, называлась Либуше; в те времена она также построила очень мощный град возле леса, который тянется до деревни Збечно, и назвала его по своему имени — Либушин. Среди женщин Либуше единственная была в своих решениях предусмотрительна, в речи — решительна, телом — целомудренна и нравом — скромна. При рассмотрении тяжб, возникавших в народе, она никого не обижала, со всеми была обходительной, и даже более, любезной. Либуше была гордостью и славой женского пола; она осмотрительно разбирала мужские дела. Но поскольку никто ведь не бывает счастлив во всем, то и эта, столь славная женщина — о суровая судьба человека, — стала прорицательницей. Так как она предсказывала народу многое и притом правильно, то все племя, собравшись после смерти ее отца на общий совет, избрало Либуше себе в судьи. В то время между двумя жителями, которые выделялись имуществом и родом и являлись к тому же какими - то правителями народа, возникла большая тяжба о границах смежных нолей. Эти люди затеяли великую ссору: вцепившись ногтями друг другу в густые бороды, они стали непристойно поносить один другого, разъяренные, тыкая пальцами дрyг другу в нос, они прибежали на двор [Либуше]. С громким криком подойдя к госпоже, они стали покорно просить, чтобы та по справедливости рассудила их спорное дело.

 
Либеград (Вышеград)